ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» в г. Ульяновске»

Решаем вместе
Реабилитация детей инвалидов Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

directorУважаемые посетители!

Добро пожаловать на сайт ОГКУ СО «Многопрофильный центр реабилитации «Подсолнух» в г.Ульяновске».

Реабилитационный центр осуществляет на территории Ульяновской области комплексную (социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую) реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, а также их семей, людей с ментальными и психологическими особенностями.

В настоящее время Центр – это сплочённая команда профессиональных специалистов, знающих и любящих своё дело, готовых в любую минуту подать руку помощи.

Мы считаем, что реабилитация - это движение к полноценной жизни в обществе. Мы готовы на этом пути с добром и милосердием, уважением и профессионализмом взаимодействовать с каждым клиентом, его семьёй, помогать преодолевать ограничения и повышать качество жизни. Это МИССИЯ нашего учреждения. и мы неуклонно ей следуем.

Пройдя по страницам нашего сайта, вы сможете найти официальную, полезную и просто интересную информацию обо всех аспектах деятельности нашего Центра.

С уважением, директор Центра Лучникова Татьяна Александровна

Как научить ребенка общаться?

Межличностное общение Дети с ОВЗ, дети-инвалиды в большинстве случаев не умеют общаться: стесняются, «уходят в себя», пугаются незнакомых и т.п. Это накладывает отпечаток на личность ребенка и тормозит его социальное развитие, сводя его роль к «надомнику». Вот чтобы этого не произошло, необходима специальная работа родителей.

Что надо развивать у ребенка для эффективного общения?

  • Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
  • Коррекция нежелательных черт характера: тревожности, зависимости от окружающих, снятие эмоционального дискомфорта, враждебности, противоречивости;
  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
  • Развитие адекватной самооценки, анализ своего поведения и поступков окружающих;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; формирование социального доверия;
  • Развитие активности, самостоятельности в процессе коммуникации; нейтрализация враждебности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Повышение уровня самоконтроля, гармонизация противоречивости личности.

Начинать эту работу надо с обучения пониманию себя и умению «быть в мире с собой». Развитие телесного ориентирования, формирование привычных представлений о своих возможностях и умениях; формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».

Общение со сверстником

 Темы бесед, игр, занятий, а также просто перечень тех качеств личности, на которые надо обратить внимание

1. Знакомство: мое имя – твое имя;

2. Я люблю… (разыщи радость, подари движение);

3. Настроение: «Солнечный зайчик», «Подари улыбку другому», рисование «Мое настроение» ;

4. Настроение и походка (котята, хоровод);

5. Наши страхи: «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Котенок по имени Гав», рисование «Мои страхи»;

6. Смелые ребята: «В темной норе», «В лесу», «Слепой и поводырь» ;

7. Новичок: «Молчок», «Три характера», «Скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост»;

8. Ласка: назови и покажи, «Страшный зверь», «Минута шалости», «Волшебный сон»;

9. «Солнце в ладошке»;

10. Доброта: «Злодей», «Не смей», «Впереди всех»;

11. Радость: «Утро», «Радость», «Я всех люблю», «Шарик»;

12. Волшебники: «Цветок», «Подари другу», «Помоги другому»;

13. Встреча с другом: «Два друга», «Поссорились – помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок»;

14. Правила дружбы: «Найди друга», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы».

Игры и упражнения для формирования моделей эмоционального поведения

(Авторы – Е.Д. Худенко, Т.Д. Шоркина, Г.А. Каданцева)

Поведение - это система взаимосвязанных действии ребенка, осуществляемых им в соответствии с его внутренними установками, целями, желаниями. Это довольно сложный процесс, регулируемый мотивами, эмоциями. Мотив — побуждает к деятельности и связан с удовлетворением потребностей. Развитие мотивов происходит через расширение и изменение круга деятельности; чем шире 3 диапазон видов деятельности (игра, труд, учеба, спорт и т.д.), тем более широк круг социальной включенности ребенка в жизнь, тем более широка его возможность эмоционального выбора социальных ролей. Поведение «особых» детей отличается от общепринятых норм. И главная особенность этого поведения проявляется в том, что ребёнок неадекватно вос- принимает те требования, которые предъявляет ему окружающий социум. К тому же дети-инвалиды либо завышают, а чаще занижают свои возможности в решении социальных проблем. У детей медленно нарабатываются сами алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях. Да ещё они не всегда могут выбрать правильную стратегию действий. В результате они не могут достичь желаемого, чувствуют себя неуверенно, а в итоге демонстрируют агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлено как но внешний мир, так и на самих себя, собственную личность. Современная психология рассматривает поведение как внешний компонент предметной деятельности. Деятельность как раз и демонстрирует включённость субъекта в социальные отношения. И таким образом, для того чтобы улучшить или изменить поведение вашего ребёнка, дорогие родители, вам нужно как можно больше заниматься с ним различными видами деятельности. То есть буквально, чем большему набору действий и манипуляций вы научите ребёнка, тем лучше вы его разовьёте. И в результате сможете предотвратить появление так называемых вторичных нарушений, которые в большом количестве встречаются у «особых» детей из-за того, что не все, к сожалению, понимают, что с «особым» ребёнком надо заниматься порой самыми простыми вещами (например, учить собирать портфель), но долго и настойчиво для того, чтобы навык прочно закрепился в структурах мозга. Итак, для нас с вами, дорогие родители, поведение «особого» ребёнка - это, прежде всего, построение его деятельности, которая зависит от эмоций ребенка. В данном разделе мы предлагаем серию игр, которая направлена на уточнение и коррекцию моделей эмоционального поведения. Мы предлагаем вам взять любимую игрушку вашего ребенка и проиграть в приведенные ниже ситуации. Попробуйте не просто познакомить ребенка с тем, как надо вести, но постараться играть с ним так, чтобы он сам смог сказать (показать, выбрать) тот вариант общения, который действительно. Дело в том, что в отношении человека к другим людям всегда проявляется его «Я», отражаются особенности его личности. Так давайте же попробуем сформировать «Я» наших детей на основе личностной компетентности, основанной на развитии механизмов восприятия, инициативности ребенка, его эмоциональной адекватности.

Игры для развития у ребенка эмоций радости, удивления, вины и стыда, сочувствия

Все приводимые ниже игры и упражнения направлены на развитие потребности ребенка в его включенность в контекст социальных и предметных действий через синхронное сотрудничество, во время которого взрослый 4 проявляет специфическую активность, направленную на достижение некоего общего, совместного результата. Во время разных ритуальных и режимных действий родитель должен поддерживать и поощрять развитие направленного и длительного внимания, хватания, удерживания, исследования и игры. Когда родитель и ребенок разыгрывают репертуар самых различных действий - расширя- ют глаза, открывают рот, хлопают в ладоши, - производимые действия качественно лучше, по сравнению с тем, если бы ребенок делал это один. Совместная ориентация на предмет, обусловливающая развитие внимания, тактильное исследование, развитие слухового зрительного восприятия, а также развитие эмо- ционального реагирования - вот на что направлены предлагаемые ниже игры и упражнения. Мы предлагаем начать с развития зрительного восприятия, т.к. 80% всей информации человек получает глазами. Данные упражнения представлены как простые и веселые игры, по при л ом они стимулируют чувства ребенка и помогают установить контакт с взрослым. Ребенок может быть не способен выполнять все или наоборот быть гиперактивным. Ребенок может попробовать поиграть с игрушками, сделать выбор с кем играть и е кем общаться. Мы надеемся, что каждый ребенок превратится па пассивного наблюдателя в активного участника, и именно эти игры, послужат основой для развития инициативных действий у ребенка и его эмоционального мира. Используйте упражнения как быстрые веселые игры или как "научные эксперименты".

Целями игр и упражнений, представленных ниже являются:

1. Стимуляция внимания ребенка и расширение его представлений;

 2. Развитие основ эмоционального реагирования;

3. Развитие зрительного контакта между ребенком и взрослым; создание основ для коммуникативного общения.

4. Формирование представлений о предметах.

5. Обогащение словаря. Достижение данных целей предполагает неформальную игровую обстановку.

Вот несколько правил, которые помогут Вам!

Памятка

  • Всегда поощряйте попытки ребенка общаться;
  • Старайтесь пользоваться имеющимися словами и теми, которые есть в книге;  
  • Принимайте то, что нравится ребенку и что не нравится;
  • Нельзя заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако вы можете предложить физическую помощь ребенку, у которого возникли трудности в повороте головы или во взгляде в определенном направлении;  
  • Большинство упражнений лучше проводить один на один с ребенком;
  • Постарайтесь закончить упражнение до того, как ребенку оно надоест;
  • Сведите все посторонние раздражители к минимуму.

Игры для развития у ребенка эмоции радости

Примерные темы игр: «Гости», «Подарок», «Праздник», «Встреча», «Солнце, дождь», «Моя победа», «Победа друга».

«Замечательный подарок» (интерес, восторг, удивление, злость, печаль)

Что нужно делать:

  1. Подготовьте небольшой подарок накануне какого-либо праздника.
  2. Вы подходите к своему ребенку вместе с Зайкой, который держит подарок.
  3. 5. Мы говорите ребенку, что Зайка подготовил для него замечательный подарок и вручаете его.
  4. Помогите ребенку выразить радость Зайке от полученного подарка: улыбнуться, пожать лапки, поцеловать, скачан, слова благодарности.

Вам понадобится: игрушечный заяц, подарок.

Используемые слова и фразы: спасибо; хорошо; мне очень понравилось; замечательный (красивый, вкусный) подарок; отлично; я очень рад (рада); я так мечтал (мечтала) об этом; ох, как здорово!

«Радостная встреча»

(интерес, радость, удивление, удовольствие)

 Что нужно делать:

1. У вас с ребенком разные игрушки.

 2. Вы расходитесь в разных комнатах идете навстречу друг другу.

3. При встрече ваши игрушки радостно обнимаются, пожимают лапки, восклицают слова приветствия.

4. Помогите ребенку сказать обычные фразы при встрече: «Здравствуй!», «Как я рад тебя видеть!», «Куда ты идешь?», «Как твои дела?», «Как твое здоровье?».

Вам понадобится: две мягкие игрушки. Используемые слова и фразы: Привет! Как дела? Что ты делаешь? Куда идешь? Как я рад (огорчен)! Здорово, что я тебя встретил!

«Я за тебя очень рад» (испуг, радость, стеснение, злость)

Что нужно делать:

1. Подготовьте небольшой подарок (шапочку) для Зайки.

2. Вы подходите с ребенком к Зайке и дарите ему подарок и потом надеваете на Зайку шапочку.

3. Вместе с ребенком вы говорите, какой Зайка стал красивый и нарядный.

4. Помогите ребенку разделить радость с Зайкой от полученного подарка:  улыбнуться, пожать лапки, поцеловать, сказать слова радости.

Вам понадобится: игрушечный заяц, шапочка.

Используемые слова и фразы: замечательный (красивый, нарядный, яркий) подарок, слова радости.

«Ура! У меня получилось!» (радость, счастье, удивление, печаль, стеснение)

Что нужно делать:

1. Выполните с ребенком какую-либо поделку (рисунок, аппликацию, изделие из конструктора, пластилина, кубиков и т.д.).

2. Вместе с ребенком вы показываете поделку Зайке.

3. Вместе с Зайкой вы хвалите замечательную поделку своего ребенка.

4. Помогите ребенку выразить радость от своей работы: улыбнуться, попрыгать, показать своим близким свою поделку.

5. Постарайтесь организовать «выставочный чш|» для поделок нашего ребенка и всем их показывать. Нам понадобится: игрушечный заяц, поделка.

Используемые слова и фразы: аккуратная, красивая, ровная и т.д.

«У тебя тоже получилось!» (интерес, стеснение, злость, удовольствие)

Что нужно делать:

1. Вы занимаетесь рукоделием, починкой чего-либо.

 2. Покажите ваше изделие ребенку.

3. Спросите его, нравится ли ему.

4. Помогите ребенку найти достоинства в вашей работе и похвалить вас.

5. Спрашивайте у своего ребенка, как выполнил свою поделку его друг, заочно похвалите этого друга. Приучайте ребенка радоваться чужим удачам.

Вам понадобится: ваше рукоделие.

Используемые слова и фразы: Смотри, что я делаю! Тебе нравится? Посмотри, куда спряталась иголка (кисточка, ножницы)? Что тебе нравится: цвет, ткань, краска, клей? Что ты можешь сделать?

«Здравствуй, солнышко!» (радость, смущение, печаль, злость)

Что нужно делать:

1. Перед выходом на прогулку расскажите ребенку коротенькую сказку о солнышке (Жило-было солнышко в своем красивом домике. Домик у солнышка находится высоко-высоко, на небе. Вокруг домика гуляют белые, пушистые облака. Вдруг солнышко посмотрело на землю и увидело тебя. Ты ему очень понравился и оно погладило тебя своими лучиками, поздоровалось с тобой. А теперь пойдем на улицу и поздороваемся с солнышком).

 2. На улице обратите внимание ребенка на яркое солнце, на тепло от солнечных лучей.

3. Вместе с ребенком повернитесь к солнцу, улыбнитесь и поздоровайтесь: «Здравствуй, ласковое солнышко!».

 4. Помогите ребенку выразить радость от тепла солнечных лучей: улыбнуться, помахать рукой, сказать ласковые слова.

Вам понадобится: вы сами.

Используемые слова и фразы: солнце; яркое солнышко; лучи; теплые лучики; белые, пушистые облака; милое, ласковое, теплое; греет, согревает, ласкает; приятно, радостно, весело.

Игры для развития у ребенка эмоции удивления

Примерные темы игр: «Большой - маленький», «Неожиданная встреча», «Запахи», «Явления природы», «Неожиданная находка», «Помошник на колесах», «Удивительная машина» и т.д.

«Большой шарик» (восторг, интерес, удивление, печаль)

Что нужно делать: 1. Надувайте с ребенком воздушные шарики. Последний шарик надуйте намного больше остальных шаров.

2. Обратите внимание ребенка на размер последнего шарики.

 3. Вместе с ребенком МИМИКОЙ, жестами, восклицаниями удивляйтесь очень большому шарику. 4. Привяжите к шарику игрушку - пусть ваш ребенок пока тает ее на воздушном шаре.

5. Обратите внимание ребенка на разные цвета шариков, на их свойства прозрачный, легкий, мягкий, гладкий. Вам понадобится: несколько воздушных шариков, игрушка.

Используемые слова и фразы: маленький, большой, очень большой, воздушные шарики, цвета шаров, шарик (круглый, мягкий, легкий, гладкий, прозрачный, большой), шарик полетел, возгласы удивления: ух, ох, здорово, весело, хорошо.

«Волшебный листок» (радость, огорчение, удивление, отвращение)

Что нужно делать:

 1. На улице, дома, на даче возьмите листочки с сильным характерным запахом (мята, герань, черная смородина, лавровый лист и т.д.).

2. Изучите взятый вами листочек: форма, цвет, размер, гладкая или шершавая поверхность и т.д. 3. Помните листочек руками и понюхайте появившийся резкий аромат.

4. Вместе с ребенком мимикой, жестами, словами выразите удивление аромату «волшебного листочка».

5. Отгадай запах с закрытыми глазами.

6. А теперь я буду отгадывать, а ты загадывай. Вам понадобится: листья с сильным характерным запахом (мята, герань черная, смородина, лавровый лист и т.д.).

 Используемые слова и фразы: это мята; запах - нежный, спокойный, успокаивающий; молодец, угадал (угадала); а теперь я буду угадывать - не угадал (не угадала); радость, смех; огорчение.

«Снежок» (восторг, удивление, печаль, испуг)

Что нужно делать:

1. Подойдите к вашему ребенку с Зайкой и расскажите ему, что на улице живет удивительный Снежок, который знает много фокусов.

 2. Предложите ребенку пойти на улицу и познакомиться с удивительным Снежком. Желательно, чтобы падал легкий и пушистый снег.

 3. На прогулке проведите совместно с ребенком различные действия со снегом: рассмотреть отдельные снежинки, из которых состоит снег; подержать между ладошек снег, пока он не растает; подбросить снег вверх; сделать снежок; оставить следы на снегу (начертить, наступить) и т.д.

4. Помогите ребенку выразить радость, удивление во время знакомства со свойствами снега (растаял; нет снега; где же он?).

 5. А теперь - ты! Спрячь от меня снежок, а я постараюсь найти.

Вам понадобится: мы сами.

 Используемые слова и фразы: снег, снежинка, снежок, пит (пушистый, легкий, холодный), снег (падает, гнет, летает); огорчение, что не могу найти снег, что он растаял.

«Неожиданные находки» (интерес, удлинение, радость, злость, печаль)

Что нужно делать:

1. Заранее разложите игрушки вашего ребенка в самых неожиданных местах (шкафы с бельем, посудой, холодильник и т.д.).

2. Попросите ребенка помочь вам по дому (достать посуду, полотенце, продукты и т.д.).

3. Вместе с ребенком выразите удивление от неожиданной находки.

4. Ребенку будет интересно, если вы обыграете каждую находку. Например, найденная в холодильнике машина заехала туда за йогуртом; Зайка в ящике с бельем - заблудился и т.д.

5. Помогите ребенку выразить удивление от неожиданных находок.

 6. Попросите ребенка спрятать игрушки для вас. Теперь вы в роли искателя. Ребенок должен попросить вас достать белье из шкафа, йогурт из холодильника и  т.д.

Вам понадобится: игрушки.

Используемые слова и фразы: Ой, что это? Ты посмотри, как он сюда попал? А где еще наши друзья? Что это они сегодня расшалились? А теперь, ты мне спрячь друзей! Ну, где же они? Я огорчена, что не могу их найти!

«Помощник на колесах» (интерес, удивление, радость, испуг, злость)

Что нужно делать:

 1. Подготовьте коробку с мелкими кусочками бумаги.

2. На глазах у ребенка «нечаянно» рассыпьте содержимое коробки; акцент на эмоции: радость, удивление, огорчение.

3. Попросите ребенка помочь вам собрать мелкие бумажки.

4. Через некоторое время скажите ребенку, что позовете «помощника на колесах», который очень быстро уберет весь мусор.

5. Снимите щетку и покажите ребенку, как пылесос втягивает отдельные бумажки.

 6. Помогите ребенку выразить удивление от свойства пылесоса.

 7. При работе с пылесосом соблюдайте правила техники безопасности и скажите, что пылесос «слушается» только взрослых людей.

 Вам понадобится: пылесос, коробка с мелкими бумажками.

 Используемые слова: пылесос; бумажки; убирает, чистит, втягивает; вот так снежок; какой беспорядок; еще раз сделал снегопад; теперь я; кто быстрее соберет; кто больше снега уберет.

«Удивительные машины» (внимание, интерес, страх, удивление, радость)

Что нужно делать:

 1. Понаблюдайте с ребенком за автомобилями.

2. Обращайте внимание вашего ребенка на разные виды транспорта: грузовые машины, легковые машины, специальные машины, пассажирский транспорт и т.д.

3. Выделяйте необычную характерную особенность какой-либо машины и вместе с ребенком мимикой, жестом, словами высказывайте удивление этой машиной. Например, очень длинная стрела у подъемного крана; сигнал и проблесковый маячок у машин «Скорая помощь» и «Милиция»; огромный фургон у грузовой машины, «рога» у троллейбуса.

4. Если есть возможность, рассмотрите машину на близком расстоянии, потрогайте ее детали или даже покатайтесь на изучаемом транспорте. Вам понадобится: вы сами и дорога. Используемые слова и фразы: названия транспорта и некоторые детали машин.

Игры для развития у ребенка чувства вины и стыда

Примерные темы игр: «Сломанная веточка», «Грустный котенок», «Обидел животное», «Сломал растение», «Обидел ребенка», «Сломал свою игрушку», «Сломал чужую игрушку», «Взял чужую игрушку», «Непослушание».

«Сломанная веточка» (интерес, печаль, огорчение, злость, раскаяние)

Что произошло: на улице дети часто ломают ветки деревьев и кустарников, рвут цветы, бросают и топчут их.

Что нужно делать:

 1. Во время прогулки обратите внимание вашего ребенка на сломанную им ветку.

2. Возьмите ветку и рассмотрите ее: место слома ветки, увядшие листочки.

3. Расскажите ребенку грустную историю о дереве. «Много лет тому назад около нашего дома посадили маленькое деревце. Оно так старалось вырасти большим: каждую весну на нем распускались листочки, молодые веточки тянулись к солнышку. Деревце мечтало, что когда оно станет большим, под его ветвями будут играть дети, отдыхать бабушки и дедушки, оно укроет людей от жаркого солнца и холодного дождя. Но каждый год люди отламывали от нашего деревца ветки. За лето ветки не успевали отрасти. И однажды весной листочки на нашем деревце не распустились, деревце загрустило и стало засыхать. Добрые люди пожалели деревце. Стали ухаживать за ним, оберегать его. Деревце ожило и выросло большим. И больше никто не ломает у этого дерева ветки, потому что в тени этого дерева так хорошо прятаться от солнца и дождя.

4. Переведите беседу на веточку, сломанную ребенком: на ней больше никогда не распустятся листочки, и она не вырастет большой. Как же нам быть?

5. Выразите сожаление, что ребенок сломал веточку и вызовите у него вины.

6. Попробуйте вместе с ребенком дать обещание не ломать ветки. «Как ты думаешь, сможем мы больше не ломать, ветки?»

 Используемые слот и фразы: пожалели дерево; ухаживать, оберегать; ожило, зазеленело; радость детям, людям.

«Грустный котенок» (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)

ЧТО произошло: во время игры с домашним питомцем (котенком, собачкой, хомячком и т.д.) ребенок намеренно сделал ему больно.

 ЧТО нужно делать:

 1. Возьмите котенка на руки. Погладьте его, скажите ему ласковые слова.

2. Спросите ребенка, знает ли он, что котята бывают грустные и веселые. Грустные котята становятся, когда им делают больно, выгоняют их из дома, не кормят их. А веселыми котята становятся, когда с ними играют, ухаживают за ними,  любят их.

3. Задайте вопрос котенку: «Ты какой котенок: грустный или веселый?» и сами ответьте на него.

 4. Вместе с ребенком расскажите, что нужно делать, чтобы котенок был веселым и не был грустным.

5. Помогите ребенку придумать сюрприз для котенка.

 Используемые слот и фразы: ласковый - грустный; любимый - нелюбимый; веселый - печальный; больной - здоровый.

«Чужая игрушка» (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)

Что произошло: после прогулки вы обнаружили у вашего ребенка чужую игрушку.

Что нужно делать:

1. Обратите внимание ребенка на чужую игрушку.

2. Расскажите, что ребенок, который лишился своей игрушки, наверное плачет. Возможно, это была его любимая игрушка. Что же нам делать? Как быть?

3. Напомните вашему ребенку о своих пропавших игрушках, о его переживаниях.

 4. Постарайтесь подвести ребенка к единственному правильному решению: игрушку надо отдать и попросить прощения.

5. Предложить другому ребенку поиграть со своими игрушками.

 Используемые слова и фразы: чужая игрушка; своя игрушка; плохо - хорошо; расстроился - обрадовался; вместе играть; друзья.

«Нехочуха» (интерес, удивление, стыд, вина, печаль)

Что произошло: ребенок не хочет убрать на место свои вещи.

Что нужно делать:

1. Спросите, почему ребенок не убирает свои вещи. Наверняка он скажет, что не хочет.

2. Скажите, что детей, которые ничего не хотят, называют Нехочухами и у Нехочух не бывает своих вещей.

3. Поднимите отдельные вещи и рассказывайте, кому их можно подарить.

4. На глазах у ребенка складывайте вещи, желательно, в подарочные пакеты.

 5. Спросите у ребенка, хочет ли он быть Нехочухой и остаться без игрушек, вещей?

6. Помогите вашему ребенку сказать, что он не хочет быть Нехочухой и будет всегда сам убирать свои вещи.

Используемые слова и фразы: нехочуха; вещи (разбрасывать, убирать, дарить); молодец, умница.

«Давай мириться» (злость, отвращение, печаль, стыд, радость)

Что произошло: ваш ребенок обидел другого ребенка и не хочет у него просить прощения.

 Что нужно делать:

1. Попросите прощения у чужого ребенка сами.

2. Отведите вашего ребенка в сторону.

3. Спросите, почему он обидел ребенка.

4. Напомните ребенку о его добрых поступках: помог маме, пожалел домашнего питомца, поделился с кем-то конфетой, игрушкой и т.д.

5. Убедите вашего ребенка, что он очень хороший, добрый и очень смелый. Он не побоится подойти к обиженному ребенку и попросить у него прощение.

6. Помогите вашему ребенку помириться; это можно сделать вместе, держась мизинцами друг за друга (это волшебный знак силы).

Используемые слова и фразы: обидел, добрый поступок, мириться, слова прощения.

«Ванино горе» (интерес, удивление, печаль, злость, радость)

Что произошло: ребенок постоянно ломает свои игрушки.

Что нужно делать:

1. В отсутствие ребенка спрячьте только целые, новые игрушки.

2. На вопрос ребенка, где его игрушки, расскажите ему, что произошло: я гладила твою одежду и вдруг услышала странный шум из твоей комнаты. Оказывается, это гудели твои машины - в них сели все твои любимые игрушки и машины уехали из дома. Я не смогла их уговорить остаться. Они сказали, что очень бояться тебя, т.к. ты их ломаешь. Но они обещали вернуться через несколько дней, если ты пообещаешь никогда не ломать игрушки.

 3. Вместе с ребенком уберите игрушки и попытайтесь починить сломанные.

4. Через несколько дней поставьте игрушки на место.

5. Помогите вашему ребенку попросить прощение у своих игрушек и дать им обещание никогда их не ломать.

 Используемые слова и фразы: сломанные игрушки; игрушки обиделись; починить игрушки; я - хороший мастер; будем дружить; вместе играть.

Игры для развития у ребенка сочувствия

Примерные темы игр: «Болезнь близкого», «Одиночество», «Чужим боль», «Потеря», «Способность поделиться», «Обиды, усталость близкого».

«Зайка, зайка, что с тобой?» (интерес, удивление, заботливость, жалость)

 Что нужно делать:

1. Посадите игрушку Зайку на стул (диван, колени и т.д.).

2. Возьмите ребенка за руку и обратите внимание на Зайку - Зайка заболел, он грустный.

3. Не отпуская руки ребенка, гладьте Зайку и прочитайте стихотворение: Зайка, Зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Надо Зайку полечить! Надо Зайку полюбить!

4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.

5. Прочитайте стихотворение несколько раз, пытайтесь хотя бы частично разучить его с ребенком. 6. Добивайтесь самостоятельности в выражении сочувствия к больному Зайке (погладить, обнять, покачать).

7. Посадите Зайку на колени ребенка, когда он смотрит телевизор.

Вам понадобится: игрушечный заяц.

 Используемые слова и фразы: заболел; обними, погладь, пожалей, покачай; ты - добрый, хороший, заботливый.

«Давай поищем вместе» (интерес, огорчение, печаль, желание помочь)

Что нужно делать:

1. Во время прогулки вы встретили ребенка, который что-то потерял.

 2. Выразите сочувствие ребенку и предложите своему малышу помочь найти пропажу.

3. Даже если вам не удастся помочь, постарайтесь подружиться и помогите вашему ребенку выразить сочувствие пострадавшему (предложи свою игрушку; играйте вместе).

4. Вам понадобится: вы сами.

Используемые слова и фразы: потерял; помочь найти; мальчик расстроился, огорчился; погладь.

«Зайку бросили» (печаль, злость, сочувствие)

 Что нужно делать:

1. После игры ребенок разбросал свои игрушки.

2. Вы поднимаете игрушку и говорите: «Бедный Зайка! Тебя бросили и ты не знаешь дорогу домой. Кто же тебе поможет?»

3. Обратитесь к ребенку за помощью.

4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.

5. Вызовите сочувствие вашего ребенка к Зайке.

6. Попросите успокоить зайчика и проводить его «домой».

ВАМ понадобится: игрушечный заяц.

 Используемые слова и фразы: бросили; успокоить; проводим, домой; бедный, брошенный, никому не нужный, нелюбимый, забытый.

«Зайка упал» (жалость, печаль, сочувствие, желание помочь)

Что нужно делать:

  1. Во время прогулки Зайка упал на землю.
  2. Вы поднимаете игрушку и говорите: «Бедный Зайка! Ты упал! Тебе больно, ты испачкался. Что у тебя болит? Тебя полечит (имя ребенка). Твою шубку тоже почистит...»
  3. Ребенок с вашей помощью «лечит» и чистит игрушку.
  4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.
  5. Вызовите сочувствие вашего ребенка к Зайке.
  6. Повторите подобные игры с другими игрушками.

Вам понадобится: игрушечный заяц, игрушечный набор медицинских инструментов или подручные средства (палочки, носовой платочек, бутылочка с водой и т.д.).

Используемые слова и фразы: упал; больно; полечи, почисть; не плачь, держись, улыбнись; уже не больно.

«Поделись конфеткой» (удовольствие, удивление, злость, радость)

Что нужно делать:

 1. Вы угощаете своего ребенка конфетами.

2. Обратите внимание своего ребенка, что зайчик плачет - он тоже хочет конфет.

3. Спросите ребенка, кто же может успокоить зайчика и поделиться с ним своими конфетами.

 4. Расскажите ребенку, как зайчик обрадуется конфетам, перестанет плакать.

5. Обратитесь к зайчику и скажите: «Не плачь, Зайка! Мой ... очень добрый и обязательно угостит своими конфетами».

6. Самостоятельно или с вашей помощью постарайтесь, чтобы ребенок угостил Зайку конфетами и при этом мимикой, жестами, словами проявлял доброжелательное отношение к Зайке.

Вам понадобится: игрушечный заяц, конфеты.

Используемые слова и фразы: конфета; угости; добрый; возьми, пожалуйста.

«Зайку обидели» (интерес, жалость, печаль, радость)

Что нужно делать:

1. Вы обращаете внимание ребенка, что Зайка пропал.

2. Вы находите его в укромном месте и спрашиваете Зайку, почему он плачет, кто его обидел.

 3. Эмоционально рассказываете ребенку историю о том, что его обидел Волк - он его чуть не съел. 4. Спросите ребенка, как он успокоит зайчика.

 5. Похвалите его за то, что он не бросил зайчика, а пожалел его.

Вам понадобится: игрушечный заяц.

Используемые слова и фразы: волк; плакать; чуть не съел; обидел; пожалеть.

Как научить ребенка общаться?

Межличностное общение Дети с ОВЗ, дети-инвалиды в большинстве случаев не умеют общаться: стесняются, «уходят в себя», пугаются незнакомых и т.п. Это накладывает отпечаток на личность ребенка и тормозит его социальное развитие, сводя его роль к «надомнику». Вот чтобы этого не произошло, необходима специальная работа родителей.

Что надо развивать у ребенка для эффективного общения?

  • Обучение пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
  • Коррекция нежелательных черт характера: тревожности, зависимости от окружающих, снятие эмоционального дискомфорта, враждебности, противоречивости;
  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
  • Развитие адекватной самооценки, анализ своего поведения и поступков окружающих;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; формирование социального доверия;
  • Развитие активности, самостоятельности в процессе коммуникации; нейтрализация враждебности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Повышение уровня самоконтроля, гармонизация противоречивости личности.

Начинать эту работу надо с обучения пониманию себя и умению «быть в мире с собой». Развитие телесного ориентирования, формирование привычных представлений о своих возможностях и умениях; формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».

Общение со сверстником

 Темы бесед, игр, занятий, а также просто перечень тех качеств личности, на которые надо обратить внимание

1. Знакомство: мое имя – твое имя;

2. Я люблю… (разыщи радость, подари движение);

3. Настроение: «Солнечный зайчик», «Подари улыбку другому», рисование «Мое настроение» ;

4. Настроение и походка (котята, хоровод);

5. Наши страхи: «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Котенок по имени Гав», рисование «Мои страхи»;

6. Смелые ребята: «В темной норе», «В лесу», «Слепой и поводырь» ;

7. Новичок: «Молчок», «Три характера», «Скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост»;

8. Ласка: назови и покажи, «Страшный зверь», «Минута шалости», «Волшебный сон»;

9. «Солнце в ладошке»;

10. Доброта: «Злодей», «Не смей», «Впереди всех»;

11. Радость: «Утро», «Радость», «Я всех люблю», «Шарик»;

12. Волшебники: «Цветок», «Подари другу», «Помоги другому»;

13. Встреча с другом: «Два друга», «Поссорились – помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок»;

14. Правила дружбы: «Найди друга», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы».

Игры и упражнения для формирования моделей эмоционального поведения

(Авторы – Е.Д. Худенко, Т.Д. Шоркина, Г.А. Каданцева)

Поведение - это система взаимосвязанных действии ребенка, осуществляемых им в соответствии с его внутренними установками, целями, желаниями. Это довольно сложный процесс, регулируемый мотивами, эмоциями. Мотив — побуждает к деятельности и связан с удовлетворением потребностей. Развитие мотивов происходит через расширение и изменение круга деятельности; чем шире 3 диапазон видов деятельности (игра, труд, учеба, спорт и т.д.), тем более широк круг социальной включенности ребенка в жизнь, тем более широка его возможность эмоционального выбора социальных ролей. Поведение «особых» детей отличается от общепринятых норм. И главная особенность этого поведения проявляется в том, что ребёнок неадекватно вос- принимает те требования, которые предъявляет ему окружающий социум. К тому же дети-инвалиды либо завышают, а чаще занижают свои возможности в решении социальных проблем. У детей медленно нарабатываются сами алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях. Да ещё они не всегда могут выбрать правильную стратегию действий. В результате они не могут достичь желаемого, чувствуют себя неуверенно, а в итоге демонстрируют агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлено как но внешний мир, так и на самих себя, собственную личность. Современная психология рассматривает поведение как внешний компонент предметной деятельности. Деятельность как раз и демонстрирует включённость субъекта в социальные отношения. И таким образом, для того чтобы улучшить или изменить поведение вашего ребёнка, дорогие родители, вам нужно как можно больше заниматься с ним различными видами деятельности. То есть буквально, чем большему набору действий и манипуляций вы научите ребёнка, тем лучше вы его разовьёте. И в результате сможете предотвратить появление так называемых вторичных нарушений, которые в большом количестве встречаются у «особых» детей из-за того, что не все, к сожалению, понимают, что с «особым» ребёнком надо заниматься порой самыми простыми вещами (например, учить собирать портфель), но долго и настойчиво для того, чтобы навык прочно закрепился в структурах мозга. Итак, для нас с вами, дорогие родители, поведение «особого» ребёнка - это, прежде всего, построение его деятельности, которая зависит от эмоций ребенка. В данном разделе мы предлагаем серию игр, которая направлена на уточнение и коррекцию моделей эмоционального поведения. Мы предлагаем вам взять любимую игрушку вашего ребенка и проиграть в приведенные ниже ситуации. Попробуйте не просто познакомить ребенка с тем, как надо вести, но постараться играть с ним так, чтобы он сам смог сказать (показать, выбрать) тот вариант общения, который действительно. Дело в том, что в отношении человека к другим людям всегда проявляется его «Я», отражаются особенности его личности. Так давайте же попробуем сформировать «Я» наших детей на основе личностной компетентности, основанной на развитии механизмов восприятия, инициативности ребенка, его эмоциональной адекватности.

Игры для развития у ребенка эмоций радости, удивления, вины и стыда, сочувствия

Все приводимые ниже игры и упражнения направлены на развитие потребности ребенка в его включенность в контекст социальных и предметных действий через синхронное сотрудничество, во время которого взрослый 4 проявляет специфическую активность, направленную на достижение некоего общего, совместного результата. Во время разных ритуальных и режимных действий родитель должен поддерживать и поощрять развитие направленного и длительного внимания, хватания, удерживания, исследования и игры. Когда родитель и ребенок разыгрывают репертуар самых различных действий - расширя- ют глаза, открывают рот, хлопают в ладоши, - производимые действия качественно лучше, по сравнению с тем, если бы ребенок делал это один. Совместная ориентация на предмет, обусловливающая развитие внимания, тактильное исследование, развитие слухового зрительного восприятия, а также развитие эмо- ционального реагирования - вот на что направлены предлагаемые ниже игры и упражнения. Мы предлагаем начать с развития зрительного восприятия, т.к. 80% всей информации человек получает глазами. Данные упражнения представлены как простые и веселые игры, по при л ом они стимулируют чувства ребенка и помогают установить контакт с взрослым. Ребенок может быть не способен выполнять все или наоборот быть гиперактивным. Ребенок может попробовать поиграть с игрушками, сделать выбор с кем играть и е кем общаться. Мы надеемся, что каждый ребенок превратится па пассивного наблюдателя в активного участника, и именно эти игры, послужат основой для развития инициативных действий у ребенка и его эмоционального мира. Используйте упражнения как быстрые веселые игры или как "научные эксперименты".

Целями игр и упражнений, представленных ниже являются:

1. Стимуляция внимания ребенка и расширение его представлений;

 2. Развитие основ эмоционального реагирования;

3. Развитие зрительного контакта между ребенком и взрослым; создание основ для коммуникативного общения.

4. Формирование представлений о предметах.

5. Обогащение словаря. Достижение данных целей предполагает неформальную игровую обстановку.

Вот несколько правил, которые помогут Вам!

Памятка

  • Всегда поощряйте попытки ребенка общаться;
  • Старайтесь пользоваться имеющимися словами и теми, которые есть в книге;  
  • Принимайте то, что нравится ребенку и что не нравится;
  • Нельзя заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако вы можете предложить физическую помощь ребенку, у которого возникли трудности в повороте головы или во взгляде в определенном направлении;  
  • Большинство упражнений лучше проводить один на один с ребенком;
  • Постарайтесь закончить упражнение до того, как ребенку оно надоест;
  • Сведите все посторонние раздражители к минимуму.

Игры для развития у ребенка эмоции радости

Примерные темы игр: «Гости», «Подарок», «Праздник», «Встреча», «Солнце, дождь», «Моя победа», «Победа друга».

«Замечательный подарок» (интерес, восторг, удивление, злость, печаль)

Что нужно делать:

  1. Подготовьте небольшой подарок накануне какого-либо праздника.
  2. Вы подходите к своему ребенку вместе с Зайкой, который держит подарок.
  3. 5. Мы говорите ребенку, что Зайка подготовил для него замечательный подарок и вручаете его.
  4. Помогите ребенку выразить радость Зайке от полученного подарка: улыбнуться, пожать лапки, поцеловать, скачан, слова благодарности.

Вам понадобится: игрушечный заяц, подарок.

Используемые слова и фразы: спасибо; хорошо; мне очень понравилось; замечательный (красивый, вкусный) подарок; отлично; я очень рад (рада); я так мечтал (мечтала) об этом; ох, как здорово!

«Радостная встреча»

(интерес, радость, удивление, удовольствие)

 Что нужно делать:

1. У вас с ребенком разные игрушки.

 2. Вы расходитесь в разных комнатах идете навстречу друг другу.

3. При встрече ваши игрушки радостно обнимаются, пожимают лапки, восклицают слова приветствия.

4. Помогите ребенку сказать обычные фразы при встрече: «Здравствуй!», «Как я рад тебя видеть!», «Куда ты идешь?», «Как твои дела?», «Как твое здоровье?».

Вам понадобится: две мягкие игрушки. Используемые слова и фразы: Привет! Как дела? Что ты делаешь? Куда идешь? Как я рад (огорчен)! Здорово, что я тебя встретил!

«Я за тебя очень рад» (испуг, радость, стеснение, злость)

Что нужно делать:

1. Подготовьте небольшой подарок (шапочку) для Зайки.

2. Вы подходите с ребенком к Зайке и дарите ему подарок и потом надеваете на Зайку шапочку.

3. Вместе с ребенком вы говорите, какой Зайка стал красивый и нарядный.

4. Помогите ребенку разделить радость с Зайкой от полученного подарка:  улыбнуться, пожать лапки, поцеловать, сказать слова радости.

Вам понадобится: игрушечный заяц, шапочка.

Используемые слова и фразы: замечательный (красивый, нарядный, яркий) подарок, слова радости.

«Ура! У меня получилось!» (радость, счастье, удивление, печаль, стеснение)

Что нужно делать:

1. Выполните с ребенком какую-либо поделку (рисунок, аппликацию, изделие из конструктора, пластилина, кубиков и т.д.).

2. Вместе с ребенком вы показываете поделку Зайке.

3. Вместе с Зайкой вы хвалите замечательную поделку своего ребенка.

4. Помогите ребенку выразить радость от своей работы: улыбнуться, попрыгать, показать своим близким свою поделку.

5. Постарайтесь организовать «выставочный чш|» для поделок нашего ребенка и всем их показывать. Нам понадобится: игрушечный заяц, поделка.

Используемые слова и фразы: аккуратная, красивая, ровная и т.д.

«У тебя тоже получилось!» (интерес, стеснение, злость, удовольствие)

Что нужно делать:

1. Вы занимаетесь рукоделием, починкой чего-либо.

 2. Покажите ваше изделие ребенку.

3. Спросите его, нравится ли ему.

4. Помогите ребенку найти достоинства в вашей работе и похвалить вас.

5. Спрашивайте у своего ребенка, как выполнил свою поделку его друг, заочно похвалите этого друга. Приучайте ребенка радоваться чужим удачам.

Вам понадобится: ваше рукоделие.

Используемые слова и фразы: Смотри, что я делаю! Тебе нравится? Посмотри, куда спряталась иголка (кисточка, ножницы)? Что тебе нравится: цвет, ткань, краска, клей? Что ты можешь сделать?

«Здравствуй, солнышко!» (радость, смущение, печаль, злость)

Что нужно делать:

1. Перед выходом на прогулку расскажите ребенку коротенькую сказку о солнышке (Жило-было солнышко в своем красивом домике. Домик у солнышка находится высоко-высоко, на небе. Вокруг домика гуляют белые, пушистые облака. Вдруг солнышко посмотрело на землю и увидело тебя. Ты ему очень понравился и оно погладило тебя своими лучиками, поздоровалось с тобой. А теперь пойдем на улицу и поздороваемся с солнышком).

 2. На улице обратите внимание ребенка на яркое солнце, на тепло от солнечных лучей.

3. Вместе с ребенком повернитесь к солнцу, улыбнитесь и поздоровайтесь: «Здравствуй, ласковое солнышко!».

 4. Помогите ребенку выразить радость от тепла солнечных лучей: улыбнуться, помахать рукой, сказать ласковые слова.

Вам понадобится: вы сами.

Используемые слова и фразы: солнце; яркое солнышко; лучи; теплые лучики; белые, пушистые облака; милое, ласковое, теплое; греет, согревает, ласкает; приятно, радостно, весело.

Игры для развития у ребенка эмоции удивления

Примерные темы игр: «Большой - маленький», «Неожиданная встреча», «Запахи», «Явления природы», «Неожиданная находка», «Помошник на колесах», «Удивительная машина» и т.д.

«Большой шарик» (восторг, интерес, удивление, печаль)

Что нужно делать: 1. Надувайте с ребенком воздушные шарики. Последний шарик надуйте намного больше остальных шаров.

2. Обратите внимание ребенка на размер последнего шарики.

 3. Вместе с ребенком МИМИКОЙ, жестами, восклицаниями удивляйтесь очень большому шарику. 4. Привяжите к шарику игрушку - пусть ваш ребенок пока тает ее на воздушном шаре.

5. Обратите внимание ребенка на разные цвета шариков, на их свойства прозрачный, легкий, мягкий, гладкий. Вам понадобится: несколько воздушных шариков, игрушка.

Используемые слова и фразы: маленький, большой, очень большой, воздушные шарики, цвета шаров, шарик (круглый, мягкий, легкий, гладкий, прозрачный, большой), шарик полетел, возгласы удивления: ух, ох, здорово, весело, хорошо.

«Волшебный листок» (радость, огорчение, удивление, отвращение)

Что нужно делать:

 1. На улице, дома, на даче возьмите листочки с сильным характерным запахом (мята, герань, черная смородина, лавровый лист и т.д.).

2. Изучите взятый вами листочек: форма, цвет, размер, гладкая или шершавая поверхность и т.д. 3. Помните листочек руками и понюхайте появившийся резкий аромат.

4. Вместе с ребенком мимикой, жестами, словами выразите удивление аромату «волшебного листочка».

5. Отгадай запах с закрытыми глазами.

6. А теперь я буду отгадывать, а ты загадывай. Вам понадобится: листья с сильным характерным запахом (мята, герань черная, смородина, лавровый лист и т.д.).

 Используемые слова и фразы: это мята; запах - нежный, спокойный, успокаивающий; молодец, угадал (угадала); а теперь я буду угадывать - не угадал (не угадала); радость, смех; огорчение.

«Снежок» (восторг, удивление, печаль, испуг)

Что нужно делать:

1. Подойдите к вашему ребенку с Зайкой и расскажите ему, что на улице живет удивительный Снежок, который знает много фокусов.

 2. Предложите ребенку пойти на улицу и познакомиться с удивительным Снежком. Желательно, чтобы падал легкий и пушистый снег.

 3. На прогулке проведите совместно с ребенком различные действия со снегом: рассмотреть отдельные снежинки, из которых состоит снег; подержать между ладошек снег, пока он не растает; подбросить снег вверх; сделать снежок; оставить следы на снегу (начертить, наступить) и т.д.

4. Помогите ребенку выразить радость, удивление во время знакомства со свойствами снега (растаял; нет снега; где же он?).

 5. А теперь - ты! Спрячь от меня снежок, а я постараюсь найти.

Вам понадобится: мы сами.

 Используемые слова и фразы: снег, снежинка, снежок, пит (пушистый, легкий, холодный), снег (падает, гнет, летает); огорчение, что не могу найти снег, что он растаял.

«Неожиданные находки» (интерес, удлинение, радость, злость, печаль)

Что нужно делать:

1. Заранее разложите игрушки вашего ребенка в самых неожиданных местах (шкафы с бельем, посудой, холодильник и т.д.).

2. Попросите ребенка помочь вам по дому (достать посуду, полотенце, продукты и т.д.).

3. Вместе с ребенком выразите удивление от неожиданной находки.

4. Ребенку будет интересно, если вы обыграете каждую находку. Например, найденная в холодильнике машина заехала туда за йогуртом; Зайка в ящике с бельем - заблудился и т.д.

5. Помогите ребенку выразить удивление от неожиданных находок.

 6. Попросите ребенка спрятать игрушки для вас. Теперь вы в роли искателя. Ребенок должен попросить вас достать белье из шкафа, йогурт из холодильника и  т.д.

Вам понадобится: игрушки.

Используемые слова и фразы: Ой, что это? Ты посмотри, как он сюда попал? А где еще наши друзья? Что это они сегодня расшалились? А теперь, ты мне спрячь друзей! Ну, где же они? Я огорчена, что не могу их найти!

«Помощник на колесах» (интерес, удивление, радость, испуг, злость)

Что нужно делать:

 1. Подготовьте коробку с мелкими кусочками бумаги.

2. На глазах у ребенка «нечаянно» рассыпьте содержимое коробки; акцент на эмоции: радость, удивление, огорчение.

3. Попросите ребенка помочь вам собрать мелкие бумажки.

4. Через некоторое время скажите ребенку, что позовете «помощника на колесах», который очень быстро уберет весь мусор.

5. Снимите щетку и покажите ребенку, как пылесос втягивает отдельные бумажки.

 6. Помогите ребенку выразить удивление от свойства пылесоса.

 7. При работе с пылесосом соблюдайте правила техники безопасности и скажите, что пылесос «слушается» только взрослых людей.

 Вам понадобится: пылесос, коробка с мелкими бумажками.

 Используемые слова: пылесос; бумажки; убирает, чистит, втягивает; вот так снежок; какой беспорядок; еще раз сделал снегопад; теперь я; кто быстрее соберет; кто больше снега уберет.

«Удивительные машины» (внимание, интерес, страх, удивление, радость)

Что нужно делать:

 1. Понаблюдайте с ребенком за автомобилями.

2. Обращайте внимание вашего ребенка на разные виды транспорта: грузовые машины, легковые машины, специальные машины, пассажирский транспорт и т.д.

3. Выделяйте необычную характерную особенность какой-либо машины и вместе с ребенком мимикой, жестом, словами высказывайте удивление этой машиной. Например, очень длинная стрела у подъемного крана; сигнал и проблесковый маячок у машин «Скорая помощь» и «Милиция»; огромный фургон у грузовой машины, «рога» у троллейбуса.

4. Если есть возможность, рассмотрите машину на близком расстоянии, потрогайте ее детали или даже покатайтесь на изучаемом транспорте. Вам понадобится: вы сами и дорога. Используемые слова и фразы: названия транспорта и некоторые детали машин.

Игры для развития у ребенка чувства вины и стыда

Примерные темы игр: «Сломанная веточка», «Грустный котенок», «Обидел животное», «Сломал растение», «Обидел ребенка», «Сломал свою игрушку», «Сломал чужую игрушку», «Взял чужую игрушку», «Непослушание».

«Сломанная веточка» (интерес, печаль, огорчение, злость, раскаяние)

Что произошло: на улице дети часто ломают ветки деревьев и кустарников, рвут цветы, бросают и топчут их.

Что нужно делать:

 1. Во время прогулки обратите внимание вашего ребенка на сломанную им ветку.

2. Возьмите ветку и рассмотрите ее: место слома ветки, увядшие листочки.

3. Расскажите ребенку грустную историю о дереве. «Много лет тому назад около нашего дома посадили маленькое деревце. Оно так старалось вырасти большим: каждую весну на нем распускались листочки, молодые веточки тянулись к солнышку. Деревце мечтало, что когда оно станет большим, под его ветвями будут играть дети, отдыхать бабушки и дедушки, оно укроет людей от жаркого солнца и холодного дождя. Но каждый год люди отламывали от нашего деревца ветки. За лето ветки не успевали отрасти. И однажды весной листочки на нашем деревце не распустились, деревце загрустило и стало засыхать. Добрые люди пожалели деревце. Стали ухаживать за ним, оберегать его. Деревце ожило и выросло большим. И больше никто не ломает у этого дерева ветки, потому что в тени этого дерева так хорошо прятаться от солнца и дождя.

4. Переведите беседу на веточку, сломанную ребенком: на ней больше никогда не распустятся листочки, и она не вырастет большой. Как же нам быть?

5. Выразите сожаление, что ребенок сломал веточку и вызовите у него вины.

6. Попробуйте вместе с ребенком дать обещание не ломать ветки. «Как ты думаешь, сможем мы больше не ломать, ветки?»

 Используемые слот и фразы: пожалели дерево; ухаживать, оберегать; ожило, зазеленело; радость детям, людям.

«Грустный котенок» (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)

ЧТО произошло: во время игры с домашним питомцем (котенком, собачкой, хомячком и т.д.) ребенок намеренно сделал ему больно.

 ЧТО нужно делать:

 1. Возьмите котенка на руки. Погладьте его, скажите ему ласковые слова.

2. Спросите ребенка, знает ли он, что котята бывают грустные и веселые. Грустные котята становятся, когда им делают больно, выгоняют их из дома, не кормят их. А веселыми котята становятся, когда с ними играют, ухаживают за ними,  любят их.

3. Задайте вопрос котенку: «Ты какой котенок: грустный или веселый?» и сами ответьте на него.

 4. Вместе с ребенком расскажите, что нужно делать, чтобы котенок был веселым и не был грустным.

5. Помогите ребенку придумать сюрприз для котенка.

 Используемые слот и фразы: ласковый - грустный; любимый - нелюбимый; веселый - печальный; больной - здоровый.

«Чужая игрушка» (стыд, вина, печаль, злость, неприязнь)

Что произошло: после прогулки вы обнаружили у вашего ребенка чужую игрушку.

Что нужно делать:

1. Обратите внимание ребенка на чужую игрушку.

2. Расскажите, что ребенок, который лишился своей игрушки, наверное плачет. Возможно, это была его любимая игрушка. Что же нам делать? Как быть?

3. Напомните вашему ребенку о своих пропавших игрушках, о его переживаниях.

 4. Постарайтесь подвести ребенка к единственному правильному решению: игрушку надо отдать и попросить прощения.

5. Предложить другому ребенку поиграть со своими игрушками.

 Используемые слова и фразы: чужая игрушка; своя игрушка; плохо - хорошо; расстроился - обрадовался; вместе играть; друзья.

«Нехочуха» (интерес, удивление, стыд, вина, печаль)

Что произошло: ребенок не хочет убрать на место свои вещи.

Что нужно делать:

1. Спросите, почему ребенок не убирает свои вещи. Наверняка он скажет, что не хочет.

2. Скажите, что детей, которые ничего не хотят, называют Нехочухами и у Нехочух не бывает своих вещей.

3. Поднимите отдельные вещи и рассказывайте, кому их можно подарить.

4. На глазах у ребенка складывайте вещи, желательно, в подарочные пакеты.

 5. Спросите у ребенка, хочет ли он быть Нехочухой и остаться без игрушек, вещей?

6. Помогите вашему ребенку сказать, что он не хочет быть Нехочухой и будет всегда сам убирать свои вещи.

Используемые слова и фразы: нехочуха; вещи (разбрасывать, убирать, дарить); молодец, умница.

«Давай мириться» (злость, отвращение, печаль, стыд, радость)

Что произошло: ваш ребенок обидел другого ребенка и не хочет у него просить прощения.

 Что нужно делать:

1. Попросите прощения у чужого ребенка сами.

2. Отведите вашего ребенка в сторону.

3. Спросите, почему он обидел ребенка.

4. Напомните ребенку о его добрых поступках: помог маме, пожалел домашнего питомца, поделился с кем-то конфетой, игрушкой и т.д.

5. Убедите вашего ребенка, что он очень хороший, добрый и очень смелый. Он не побоится подойти к обиженному ребенку и попросить у него прощение.

6. Помогите вашему ребенку помириться; это можно сделать вместе, держась мизинцами друг за друга (это волшебный знак силы).

Используемые слова и фразы: обидел, добрый поступок, мириться, слова прощения.

«Ванино горе» (интерес, удивление, печаль, злость, радость)

Что произошло: ребенок постоянно ломает свои игрушки.

Что нужно делать:

1. В отсутствие ребенка спрячьте только целые, новые игрушки.

2. На вопрос ребенка, где его игрушки, расскажите ему, что произошло: я гладила твою одежду и вдруг услышала странный шум из твоей комнаты. Оказывается, это гудели твои машины - в них сели все твои любимые игрушки и машины уехали из дома. Я не смогла их уговорить остаться. Они сказали, что очень бояться тебя, т.к. ты их ломаешь. Но они обещали вернуться через несколько дней, если ты пообещаешь никогда не ломать игрушки.

 3. Вместе с ребенком уберите игрушки и попытайтесь починить сломанные.

4. Через несколько дней поставьте игрушки на место.

5. Помогите вашему ребенку попросить прощение у своих игрушек и дать им обещание никогда их не ломать.

 Используемые слова и фразы: сломанные игрушки; игрушки обиделись; починить игрушки; я - хороший мастер; будем дружить; вместе играть.

Игры для развития у ребенка сочувствия

Примерные темы игр: «Болезнь близкого», «Одиночество», «Чужим боль», «Потеря», «Способность поделиться», «Обиды, усталость близкого».

«Зайка, зайка, что с тобой?» (интерес, удивление, заботливость, жалость)

 Что нужно делать:

1. Посадите игрушку Зайку на стул (диван, колени и т.д.).

2. Возьмите ребенка за руку и обратите внимание на Зайку - Зайка заболел, он грустный.

3. Не отпуская руки ребенка, гладьте Зайку и прочитайте стихотворение: Зайка, Зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Надо Зайку полечить! Надо Зайку полюбить!

4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.

5. Прочитайте стихотворение несколько раз, пытайтесь хотя бы частично разучить его с ребенком. 6. Добивайтесь самостоятельности в выражении сочувствия к больному Зайке (погладить, обнять, покачать).

7. Посадите Зайку на колени ребенка, когда он смотрит телевизор.

Вам понадобится: игрушечный заяц.

 Используемые слова и фразы: заболел; обними, погладь, пожалей, покачай; ты - добрый, хороший, заботливый.

«Давай поищем вместе» (интерес, огорчение, печаль, желание помочь)

Что нужно делать:

1. Во время прогулки вы встретили ребенка, который что-то потерял.

 2. Выразите сочувствие ребенку и предложите своему малышу помочь найти пропажу.

3. Даже если вам не удастся помочь, постарайтесь подружиться и помогите вашему ребенку выразить сочувствие пострадавшему (предложи свою игрушку; играйте вместе).

4. Вам понадобится: вы сами.

Используемые слова и фразы: потерял; помочь найти; мальчик расстроился, огорчился; погладь.

«Зайку бросили» (печаль, злость, сочувствие)

 Что нужно делать:

1. После игры ребенок разбросал свои игрушки.

2. Вы поднимаете игрушку и говорите: «Бедный Зайка! Тебя бросили и ты не знаешь дорогу домой. Кто же тебе поможет?»

3. Обратитесь к ребенку за помощью.

4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.

5. Вызовите сочувствие вашего ребенка к Зайке.

6. Попросите успокоить зайчика и проводить его «домой».

ВАМ понадобится: игрушечный заяц.

 Используемые слова и фразы: бросили; успокоить; проводим, домой; бедный, брошенный, никому не нужный, нелюбимый, забытый.

«Зайка упал» (жалость, печаль, сочувствие, желание помочь)

Что нужно делать:

  1. Во время прогулки Зайка упал на землю.
  2. Вы поднимаете игрушку и говорите: «Бедный Зайка! Ты упал! Тебе больно, ты испачкался. Что у тебя болит? Тебя полечит (имя ребенка). Твою шубку тоже почистит...»
  3. Ребенок с вашей помощью «лечит» и чистит игрушку.
  4. Обратите внимание на выражение лица ребенка.
  5. Вызовите сочувствие вашего ребенка к Зайке.
  6. Повторите подобные игры с другими игрушками.

Вам понадобится: игрушечный заяц, игрушечный набор медицинских инструментов или подручные средства (палочки, носовой платочек, бутылочка с водой и т.д.).

Используемые слова и фразы: упал; больно; полечи, почисть; не плачь, держись, улыбнись; уже не больно.

«Поделись конфеткой» (удовольствие, удивление, злость, радость)

Что нужно делать:

 1. Вы угощаете своего ребенка конфетами.

2. Обратите внимание своего ребенка, что зайчик плачет - он тоже хочет конфет.

3. Спросите ребенка, кто же может успокоить зайчика и поделиться с ним своими конфетами.

 4. Расскажите ребенку, как зайчик обрадуется конфетам, перестанет плакать.

5. Обратитесь к зайчику и скажите: «Не плачь, Зайка! Мой ... очень добрый и обязательно угостит своими конфетами».

6. Самостоятельно или с вашей помощью постарайтесь, чтобы ребенок угостил Зайку конфетами и при этом мимикой, жестами, словами проявлял доброжелательное отношение к Зайке.

Вам понадобится: игрушечный заяц, конфеты.

Используемые слова и фразы: конфета; угости; добрый; возьми, пожалуйста.

«Зайку обидели» (интерес, жалость, печаль, радость)

Что нужно делать:

1. Вы обращаете внимание ребенка, что Зайка пропал.

2. Вы находите его в укромном месте и спрашиваете Зайку, почему он плачет, кто его обидел.

 3. Эмоционально рассказываете ребенку историю о том, что его обидел Волк - он его чуть не съел. 4. Спросите ребенка, как он успокоит зайчика.

 5. Похвалите его за то, что он не бросил зайчика, а пожалел его.

Вам понадобится: игрушечный заяц.

Используемые слова и фразы: волк; плакать; чуть не съел; обидел; пожалеть.

Куда ползти? Зачем ползти?

С первых  месяцев  жизни  старайтесь  как  можно  чаще  класть ребенка  на животик.  С 5-6 месяцев  можно  спускать  малыша  на пол, предварительно подложив   одеяло   или   ковер.   Пусть   маленький исследователь  ощутит  ранее  неведомый  простор!  Хватит  «ютиться» в кроватке  или  манеже:  большому  кораблю —  большое  плавание! Самое главное, чтобы пространство было безопасным. Заранее уберите предметы, представляющие любую опасность для малыша (бьющиеся, острые и т.д.), а также мелкие детали, провода, растения. А игрушки — оставьте.  Какой же  малыш  устоит  перед  парочкой  привлекательных, ярких   игрушек,   разложенных   на полу?   Их обязательно захочется рассмотреть, но сначала до них надо будет добраться.

Искренне хвалите, подбадривайте и поощряйте кроху при всех его попытках ползти. Как можно больше общайтесь с ребенком, одобрительно комментируйте его действия. Дайте малышу некоторое время почувствовать себя победителем, немного позаниматься игрушкой и... снова немного отодвиньте «заветную цель», чтобы ребенок смог опять доползти до нее. Попробуйте и сами включиться в эту игру, составьте малышу компанию: спуститесь на пол и постарайтесь тоже проползти хоть немного. Сначала малыш может ползти либо назад, либо «гусеничкой» — лежа на животе, подтягиваться на руках, затем подтаскивать ножки и отталкиваться. Совсем скоро малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».

Особое внимание в этот период надо уделить одежде ребенка. Она не должна сковывать еще неоформленные движения крохи. Удобны в использовании специальные трусики-подгузники, в них малыш не только надолго останется сухим, но и не перепачкается, так как подгузник не собьется в сторону и не сползет при движении. Такие трусики-подгузники легко и быстро меняются благодаря открывающимся боковинкам. Для защиты коленок на время ползания надевайте на ребенка штанишки, а вот ручки и ножки оставьте.

 

Упражнения для начинающих:

 
altТолько после того, как вы справились и устранили патологические рефлексы, добились, чтобы ваш ребенок научился переворачиваться, можно начинать обучать ребенка стоянию на четвереньках и ползанью. Ниже приведены упражнения, которые вы сами сможете делать со своим малышом дома.
  1. Поставьте малыша на четвереньки и покачайте, приподнимая и опуская его, побуждая вставать на ладошки.
  2. alt А теперь пропустите под животиком у стоящего на  четвереньках малыша пеленку или полотенце и покачайте. Так ребенок может переставлять ручки.
  3. Покачивание. Малыш лежит на животе. Слегка придерживая его рукой, покачивайте мяч из стороны в сторону. Когда ребенок освоится, увеличивайте амплитуду движений, разнообразьте направления. То же самое проделывайте в положении лежа на спине.
  4. altУпор руками. Малыш лежит на животе. Придерживая его за ноги, качните мяч вперед. Приближаясь к опоре, ребенок рефлекторно выставит руки, раскроет ладони и коснется ими пола. (Это упражнение помогает раскрыть ладони, сжатые в кулачки, — без этого ползание не состоится.)
  5. altУпор ногами. Малыш лежит на животе. Качните мяч назад, так, чтобы ножки малыша ненадолго коснулись опоры полной ступней. Повторяйте в разных направлениях. (Для тренировки ползания также полезно держать гимнастический мяч в кроватке малыша, чтобы кроха отталкивался от него ступнями.)
  6. Сделайте валик из подушки и подложите малышу под живот, чтобы он почувствовал, что стоит «на четвереньках».

Когда кроха научится уверенно стоять на четвереньках, покажите ему, как нужно ползать – попеременно переставляйте «вручную» левую коленку и правую ручку, затем правую коленку и левую ручку и так далее.

 

Сидя на полу:

На маминой ноге. Садитесь на  пол и  разводите ноги. Ребенка сажаете перед собой, спиной к себе. Кладете игрушки, например, справа, но так, чтобы дотянуться было нелегко. Когда малыш потянется за игрушкой, помогите ему перевернуться на живот и лечь на вашу ногу. Дайте ему поиграть в этой позе. Помогите ему согнуть ножки и второй ногой фиксируйте их. Таким образом, малыш некоторое время будет стоять на четвереньках, лежа животиком и грудью на вашей ноге.

Сидя в седле. Садитесь на пол, скрестив ноги по-турецки. Ребенка сажаете в образовавшееся «седло» спиной к себе. Он должен сидеть как на  горшке, ноги  упираются в  пол. Игрушки предлагаете спереди, на высоте груди и на таком расстоянии, чтобы потянувшись за ними, он отклонялся от вас. Когда ребенок привыкнет, начинаете «в седле» подпрыгивания вверх-вниз. Когда это будет хорошо получаться — медленно покачивайте его из стороны в сторону.

 

Пробуйте—у Вас получится!

Материал подготовлен инструктором ЛФК Муковозовой Е.О.